|
Кельтская музыка для гитары
Оглавление
Кельтская музыка для гитары
Страница 2
Автор: Pat Kirtley
Исполнение кельтской
музыки - фольклорной и традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Уэльса и Бретони на акустической гитаре - относительно недавнее
нововведение. Эта довольно древняя музыка, часть которой датируется XIV веком и ранее, не исполнялась повсеместно на гитаре
вплоть до XX века. Историческими инструментами,
использовавшимися в такой музыке, были арфа, скрипка, флейты, вистлы, кнопочный аккордион, различные виды волынок (хайланд
пайпс, иллианская волынка,
смол пайпс) также как и многочисленные барабаны и
перкуссии.
Соответственно,
звучание этой музыки в большой степени наполнено нюансами именно
вышеперечисленных инструментов и одной из задач, появившейся с началом
исполнения ее на гитаре, является сохранение такого звучания. Всего лишь
несколько исполнителей были удачливее других в переложении музыки для гитары, а
именно это были Дак Бэйкер, Дэйви
Грэхем, Мартин Карси, Дэйв Ивнс,
Джон Ренборн и Пьер Бенсусан.
Отдавая дань процветанию кельтской гитарной музыки в США, этот список был бы не
полон без упоминания Стефана Гросмана. Он важен тем,
что привлек внимание публики к работе современных гитаристов, играющих
кельтскую музыку, посредством выпуска записей, нотных сборников по табулатурам
и кассетных уроков. Его деятельность с "Кикинг Мьюл", "Шаначи Рекордз" (названия известных фирм звукозаписи,
выпустивших огромное количество кельтской музыки, - примечание переводчика) и
его гитарные мастер-классы
продолжают привлекать наше внимание к работе великолепных гитаристов.
Совсем немного истории
Традиционная музыка
Ирландии и Шотландии стара и это написано во многих книгах, повествующих скорее
о музыкальной истории нежели о музыке. Некоторые из
этих книг перечислены в приложении в конце этой статьи. Особый интерес для
гитаристов представляют основные изменения в музыке и инструменты, под влиянием
которых они происходили. Оказывается, что ирландская традиционная музыка,
например, претерпела мало изменений в течении довольно
долгого периода времени (предшествующего последнему тридцатилетию). Мы не будем
вдаваться в подробности, почему случилось именно так (подобно некоторому застою
в шотландско-ирландских фолк-песнях в Аппалачах в XVII и XVIII веках в Америке), но
пользой от этого явилось то, что современные исполнители имеют возможность
посредством записей и музыкантов, обученных традиционалистами, уверенно вводить
гитару в традиционную музыку.
Где были корни
традиции? Если вы послушаете арабскую и ближневосточную музыку, вы сможете
услышать большинство характеристик, совпадающих с традиционной ирландской и
шотландской музыкой. В частности, выражение обеих музыкальных традиций идет
посредством мелодии и ритма. Сложность обоих стилей музыки состоит в мелодике и
ритмике. Реже вы сможете найти выражение музыки в рамках более
западных концепций посредством гармонии и контрапункта. В этом кроется
уникальность (и проблема). Как у соло-гитаристов, у нас нету
стандартного метода создания какого-либо перкуссионного ритма, лежащего в
основе жиг и рилов, как не разработано (у большинства
из нас!) искусное мелодическое голосоведение и орнаментация, скажем, в
ирландской скрипичной традиции. Если мы обратимся к обычному методу гитарной
аранжировки, примененному к кельтской музыке, нагромождая ее
аккордами, перемежая басовой линией и гармонией, мы последуем в неверном
направлении.
Для того чтобы
понять, с чего следует начинать, совершенно точно необходимо послушать
традиционных исполнителей (не гитаристов) и группы. Просто перебирающие струны
гитаристы могут приблизиться к стилям игры ведущих инструментов (скрипок,
волынок, флейт, вистлов), в то время как деятельный
гитарист может стремиться к имитации целого ирландского бэнда!
Для того, чтобы поддерживать традицию, всегда помни о
ней, аранжируя и исполняя музыку.
Форма
Необходимо знать
строение кельтских мелодий прежде тем как начать их разучивать. Даже если вы не
музыкант, понимание формы доставит вам больше удовольствия от прослушивания
музыки. В привычных для нас
поп и кантри, существуют формы, определяемые как куплет, припев и проигрыш.
Почти вся поп-музыка структурирована таким образом. Типичная
песня может иметь форму "куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш,
припев". В кельтской музыке части просто обозначаются буквами
алфавита, например, часть А, часть B
и т. д. Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB. Форма AABB присуща жигам и рилам.
Иногда мелодия может иметь части C, D и E.
Если вы послушаете
местную группу, играющую ирландскую или шотландскую музыку и ненадолго
задержитесь рядом с ними, вы услышите такую часто используемую структуру формы.
Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в поп-музыке мы бы
обозначили это "куплет-припев", но в некоторых мелодиях разница между
частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями
на тему. Музыку становится легче воспринимать после
того как вы мысленно свяжете эти простые буквенные обозначения с музыкальными
переходами, которые вы слышите. Большинство традиционной аппалачской скрипичной музыки и Блюграс
структурированы тем же способом.
Другой часто
используемой концепцией является составление мелодий в циклы (сеты). В
ирландской музыке сет - это ряд из двух или более мелодий, сгруппированных
вместе и исполняемых как единое целое. Происхождение такой концепции, видимо,
происходит из танцевальной традиции. Большинство кельтских мелодий являются
танцевальными и сами по себе они очень короткие. Единственный способ позволить
танцорам не останавливаться - это продолжать играть. Сами по себе мелодии очень
коротки, сет из трех мелодий тоже, однако, составляет 4 или 5 минут. Подбор
мелодий для сета иногда делается в разном темпе (для контраста) или в одном и
том же. Одним из творческих аспектов для групп является поиск мелодий, которые
хорошо вписываются в один и тот же сет.
Типы мелодий
Существует много
отличных друг от друга типов мелодий, большинство из которых относятся к
ирландским и шотландским традициям. Будет полезным запомнить их имена и
характеристики. Типы мелодий различаются по лежащему в основе ритмическим
акцентам, темпу и структуре. Существует много типов и каждый из них имеет свое
название. Единственным способом выучить эти типы является многократное их
прослушивание, тем не менее сейчас мы можем начать
описывать их в словах.
1. Формы танцев
Жига (Jig).
Это форма с самым быстрым темпом и большинство людей отождествляют
именно ее с "ирландской танцевальной музыкой". Размер:
6/8 (примечание: хотя жиги и записываются в размере 6/8, я всегда
"чувствовал" их в размере 4/4. Я мысленно считаю 1-2-3-4 с
триплетами в конце. Думаю, вы также могли бы сказать, что я думаю о них в
размере 12/8).
Примеры: The Rakish Paddy, The
Irish Washerwoman, The Blarney Pilgrim.
Слип-жига (Slip-jig)
Характеризуется
быстрым темпом и размером 9/8 с трехчастным ощущением.
Примеры: Kid on the mountain,
The Butterfly.
Рил (Reel)
Также в быстром
темпе, размер - 4/4, но с более плавным ощущением, чем
в жиге. Если вы прослушаете достаточно жиг и рилов,
разница между ними станет очевидна, она заключается в
разных ритмических акцентах.
Примеры: Temperance Reel, Green Fields of America, Gravel
Walk.
Хорнпайп (Hornpipe)
Эта форма может
иметь размеры 6/8, 12/8 или 4/4 с отличными от жиг и рилов
ритмическими акцентами.
Примеры: Sailor's Hornpipe, Proudlock's
Hornpipe, The Rights of Man.
Слайд (Slide)
Другая танцевальная форма, аналогичная жиге.
Сет танцев
Более величавое и,
зачастую, классическое звучание танцевальной музыки.
Примеры: Morgan Magan,
Rodney's Glory, The Blackbird.
2. Мелодичные формы
Ээр (Air)
Эта форма отличается
медленным темпом и мелодичностью. Когда бы гармония не проникала в кельтскую
музыку, обычно она делает это к месту.
Примеры:
Pretty Maid Milking a Cow, Planxty Irwin, Skye Boat
Song, Down in the Sally
Gardens, Hewlett, The South Wind.
Ламентация (Lament)
Мелодичная как ээр,
но с определенным элементом печали.
Peobracht
Шотландская волыночная форма, медленная, длинная и величественная.
Обычно исполняется сольно, на хайланд волынке.
|
|